Наверняка каждый, кто часто пользуется интернетом, оплачивает счета или совершает покупки в сети, видел всплывающие окошки сервиса «онлайн-консультант». Одной из первых на российском рынке эту услугу предложила петербургская фирма LiveTex. Всего за три года она стала лидером отрасли, и сегодня среди ее клиентов такие крупные организации, как РБК, Yota, HeadHunter, Связной и другие.
Текст: Виталий Соколов, «Понедельник»
Корреспондент журнала «Понедельник» встретился с руководителем компании LiveTex Владимиром Бакутеевым, чтобы поговорить о том, как новый продукт завоевал доверие предпринимателей.
— Владимир, расскажите, как вы пришли к идее создания компании LiveTex?
— Все началось в 2010 году, когда данный сегмент рынка информационных технологий только зарождался. В то время у меня уже была другая компания, которая оказывала образовательные услуги. На ее сайте решили внедрить сервис онлайн-консультации на сайт и обратились к фирме, которая нам его установила. Этот сервис тогда еще был слабый, с небольшим функционалом и представлял собой иконку или небольшой виджет. Через пару месяцев мы поняли, что многие клиенты стали приходить именно благодаря этому сервису. Тогда-то и задумались о создании подобного продукта для своих целей. Нашли фирму, которая разрабатывала эту программу, договорились о сотрудничестве. Новые партнеры занялись технической стороной вопроса, а мы продавали продукт. Но вскоре выяснилось, что программисты не смогли обеспечить то качество, о котором мы мечтали. Поэтому мы решили делать продукт полностью самостоятельно. В течение целого года мы развивали бренд и в результате создали совершенно новые технологии и подход к продвижению.
— Проводился ли с вашей стороны анализ потребительского рынка или вы действовали скорее интуитивно, руководствуясь «шестым чувством»?
— Конечно, мы изучали данный рынок, но делали это самостоятельно, никаких специальных исследований не заказывали. Кроме того, мы не понимали, как просчитать перспективы, потому что было неясно, с кем мы конкурируем. Данный сервис кроме нас продавали еще только две-три фирмы. Также существовали чаты, оказывающие консультации по различным вопросам, и компании, которые предлагали услуги телефонии. Создавая новый бренд, мы опирались скорее на интуицию, поскольку понимали, что новшество будет востребовано. Мы изначально поставили задачу стать локомотивом данного сервиса. Хотелось донести до потребителя информацию, что такие услуги существуют и можно увеличить возможности своих ресурсов.
Кстати, на Западе онлайн-консультант используется довольно давно, а к нам он пришел с серьезной задержкой.
— Свой первый предпринимательский опыт вы получили в довольно раннем возрасте. Как это повлияло на вас в дальнейшем?
— Вы правы, первые шаги в бизнесе я сделал в 12 лет. Почти каждое лето ездил отдыхать к бабушке в Таганрог. Там с друзьями мы покупали фрукты и продавали их на рынке. Потом перешли на рыбу, которую сами вылавливали в Азовском море. Уловы были богатые, и мы хорошо зарабатывали. Этот опыт дал определенную уверенность в будущем. Позднее было несколько стартапов, большинство из которых не получилось. Так происходил процесс моего становления как бизнесмена. Думаю, многие предприниматели со мной согласятся, что из множества проектов удачным оказывается один-два. Главное — никогда не сдаваться и доводить начатое до конца. Все равно однажды какая-то из ваших идей сработает.
— Не жалеете, что так рано занялись бизнесом? Считаете ли вы, что сделали правильный выбор или все-таки удел молодых — это скорее учеба?
— Сложно сказать, как сложилась бы моя судьба, если бы я одновременно получал образование и создавал компанию. Думаю, на учебу оставалось бы совсем мало времени. В то же время считаю, что образование необходимо. И сейчас я его получаю, обучаясь по специальности «финансист». Все очень индивидуально. Если у человека есть предпринимательская жилка, то нужно пробовать открывать дело. Возможно, получится совмещать с учебой, поскольку есть различные варианты. Можно пойти на вечернее отделение или на заочное. К тому же следует помнить, что вуз — это не только знания, но и общение, а значит — новые связи. Уверен, что образованного бизнесмена будут уважать в деловых кругах, потому что он более компетентен.
— Владимир, мы знаем, что вы воспитываете сына. На ваш взгляд, с какого момента родителям стоит позволять ребенку проявлять самостоятельность?
— Что касается моей истории, то я принял решение уйти от родителей и жить один, когда мне исполнилось 15 лет. Но это скорее исключение из правил. Когда вижу сегодняшних подростков, они мне кажутся совсем незрелыми. По-моему, при воспитании нужно трезво оценивать личные качества ребенка. Обычно родители выстраивают определенную программу на будущее для своих детей, но они могут пойти по совершенно другому пути. И это порой становится проблемой для родных. Нужно стараться понять, к чему ребенок тяготеет, что ему нравится делать. Если говорить о моем сыне, то он еще пока слишком маленький, чтобы действовать самостоятельно, ему всего три года. Конечно, когда он подрастет, я расскажу ему про бизнес, но навязывать свою волю не буду.
— И все же, как удалось вывести на российский рынок новый продукт? С чего началось его продвижение? Что особенно мешало вам в начале пути?
— Мы поняли, что этот сервис не продвинуть без активных продаж. Поэтому набрали команду менеджеров, которые стали завоевывать аудиторию. Наша стратегия состоит в постоянном напоминании о себе. Такой подход принес нам результат, потому что многие фирмы стремились к увеличению своей эффективности, но не знали, как ее достичь. Уже буквально через полгода появились заказы от компаний первой величины. Замечу, что важная часть нашей стратегии — участие во всех масштабных выставках и конференциях. Кроме того, мы с самого начала заявляли о себе с помощью СМИ. Позднее создали маркетинговый отдел, а затем дополнили его PR-отделом.
Что касается сложностей, то трудно было продвигать новый продукт. О его возможностях три года назад почти никто не знал. Продавать уникальный товар, с одной стороны, интересно, а с другой — тяжело. То, что конкурентов было немного, помогало, но приходилось рассказывать о себе и продукте с самого начала. Мы использовали для этого многочисленные конференции. Также были и технические сложности, когда по вине партнеров сервис выходил из строя.
— Каких ошибок стоит избегать новичкам в бизнесе?
— Могу поделиться с читателями личным опытом. Набив много шишек, я понял, что не нужно додумывать все самому. Даже если у вас огромная корпорация, стоит обращаться к экспертам, с которыми можно обсудить текущую ситуацию по маркетингу, продажам, технологиям. Причем необязательно, чтобы эти специалисты работали в твоей команде. Скорее для этой цели подойдут профессионалы со стороны, чтобы оценить обстановку свежим взглядом. Как обычно бывает в российском бизнесе? Руководитель продумывает стратегию сам, реже советуется с помощниками. Но эксперт может сказать: «Ты тратишь кучу времени на то, что тебе вообще не нужно». Лучше не пожалеть денег и пригласить профессионала, который поможет принять правильное решение.
— Скажите, каковы основные принципы кадровой политики в LiveTex? Кого вы предпочитаете брать на работу — молодых специалистов или опытных профессионалов?
— Если мы говорим про коммерческий и технический отделы, то в этих направлениях мы стараемся профессионалов выращивать. Если же речь идет о топ-менеджерах, то привлекаем людей с опытом. Но в целом философия компании предполагает подготовку собственных специалистов. Это обусловлено спецификой нашего бизнеса, потому что облачные технологии слабо распространены в России. Пока еще мало организаций, у которых можно переманить сотрудника. Знаю, что большинство американских компаний растят собственные кадры. При многих корпорациях действуют университеты, которые дают полезные знания. И нам к этому также необходимо стремиться.
Сейчас бытует мнение, что специалистов на рынке мало. Возможно, это действительно так, но тогда возьми и вырасти профессионала сам. Главное, чтобы работник подходил организации по темпераменту, внутренним качествам.
— Недавно вы получили финансирование: фонд Vizra Capital, принадлежащий бывшим акционерам «В контакте» Льву Левиеву и Вячеславу Мирилашвили, инвестировал в развитие LiveTex $4 млн. Скажите, какие способы получения инвестиций для стартап-проекта вы бы посоветовали в текущей экономической ситуации?
— Мне кажется, сегодня реально получить инвестиции у бизнес-ангелов. Главное — найти доступ к определенному кругу предпринимателей и грамотно донести до них свою идею. Для стартапа IT-сферы найти поддержку даже проще, потому что немногие бизнесмены старшего поколения разбираются в ней. В то же время они знают, что это перспективно. Не согласен с мнением, что в России мало инвесторов, готовых вкладывать деньги в проекты. На самом деле их много, просто к ним никто не приходит. Любой крупный предприниматель — потенциальный бизнес-ангел. Что для него значат пять миллионов рублей, если он столько же зарабатывает в месяц? У венчурных фондов получить деньги сложнее. Для этого сегодня нужно быть гением позиционирования. Кроме того, многие фонды неэффективны, поскольку у них небольшой капитал и мало сотрудников.
— Планируете ли вы сами стать инвестором? Если да, то, какие проекты считаете наиболее перспективными?
— Если принимать создателей всех стартапов, то придется открывать отдельное направление — венчурный фонд. Пока у нас нет для этого необходимых ресурсов. Иногда я вкладываю деньги в компании, которые создали мои знакомые. Но это скорее вхождение в определенные бизнесы, а не инвестирование. Если говорить о перспективных направлениях, то, по-моему, важно вкладывать не в сферу, а в людей, которые четко понимают, что хотят сделать.
Ну круто, че